Лучшее время, чтобы посадить дерево, было 20 лет назад
-Другое лучшее время - сейчас. |
Китайская пословица
Мотивация - это то, что заставляет вас начать. Привычка - это то, что заставляет вас продолжать
Заинтересуйте ребенка.

Это совместная задача, как родителя, так и преподавателя. Но в первую очередь должен этим озаботиться родитель. Давайте разберемся, почему: родитель - самый авторитетный человек для ребенка как минимум в первые 10 лет жизни; какая-то чужая женщина никак не сможет убедить ребенка, что учеба - интересный процесс. Поэтому родитель должен прививать ребенку любопытство к окружающему миру в целом. Тогда ребенок сам будет делать процесс обучения интересным: у него обязательно появятся какие-то вопросы, на которые ответит преподаватель, он сможет предложить нестандартные варианты трактовки чего-либо, какие-то свои задания. Таким образом, процесс обучения превращается в игру, которая, как мы знаем, есть наиболее распространенная форма познания мира и социализации.
Объясните ребенку, зачем ему это надо.
Многих детей просто блокирует, когда они через несколько занятий задумываются, зачем им это нужно. Они становятся недисциплинированными, они перестают слушать, перестают записывать материал из вредности. А преподаватель не может мотивировать ребенка ничем, кроме "Это очень распространенный язык, скоро на нем будет разговаривать каждый второй человек в мире" (Кстати, не скоро. В СМИ об этом ведутся лишь пустые разговоры, и ответа на вопрос "Станет ли китайский международным языком?" нет). Преподаватель не может мотивировать его так, как это можете сделать вы, просто потому, что он для ребенка незнакомый человек, равно как и ребенок, его жизнь, его окружение, его семья не знакомы преподавателю.
Мотивация нужна, потому что без нее нет интереса и вовлеченности, ребенок начинает думать, что над ним издеваются, заставляя изучать такой непонятный язык. Причем издевается, по его мнению, именно преподаватель. Китайский язык у них начинает стойко ассоциироваться со слезами и трудностями, что может навсегда отбить желание его учить.
Помогите ему.
Занимайтесь с ребенком.
Просматривайте его прописи, слушайте как он говорит, просматривайте с ним вместе учебные мультфильмы, даже если ничего не понимаете в этом. Поощряйте за успехи, советуйте как сделать работу лучше и продуктивнее, без ругани (а тем более рукоприкладства) укажите на ошибки. Интересуйтесь, чем он занимается, как у него успехи на "китайском фронте". Ваш интерес пробуждает интерес в нем, дает ему почву для размышления над учебой, развивает его. Ребенку важно, чтобы у него был родитель, с которым можно разделить процесс изучения языка. Да даже просто: важно, чтобы был родитель. Не делайте из преподавателя вторую мать, которая должна заниматься с вашим ребенком просто потому, что у вас нет на это времени.

Единственное требование от преподавателей: проверяйте наличие домашнего задания. Очень многие талантливые ученики на этом "горят": думают, что занятия по китайскому дополнительные, значит ничего делать не надо, потому ничего и не делают. Не помогают даже факты, что человеческий мозг забывает около 2/3 информации, пройденной на уроке, и без домашней работы (то есть, фактически, повторения), эти 2/3 не восстановить. И даже объяснение, что "домашняя работа на то и домашняя, ее надо делать дома", - это для них пустые слова. Необходимо авторитетное слово родителей.
Стимулируйте интерес к Китаю.
Смотрите обучающие фильмы, слушайте музыку, читайте книги, рассказывайте друг другу, что вы знаете о Китае. Опять же это стимулирует интерес. Но у этого процесса также есть второй плюс. Китайский язык - кладезь китайской культуры, отражение менталитета китайцев. Некоторые слова, конструкции, выражения будут непонятны без культурного базиса. По ходу занятий, если ученик сталкивается с каким-то чисто китайским понятием, преподаватель обязательно объяснит в чем его особенность, какое культурное, историческое и географическое объяснение оно имеет. Но этого недостаточно, некоторые вещи слишком специфичны, и приходится рассказывать историю всей династии в качестве введения, чтобы объяснить какое-то слово.
За советом по выбору материалов обращайтесь к преподавателю, он обязан помочь вам с рекомендациями.
Попытайтесь организовать практику для ребенка.
Использование китайского в будущем - хорошая цель, но слишком далекая, чтобы ребенок мог её увидеть и осмыслить. Поэтому практика языка даёт ему осознание того, что он наконец видит реальный результат, реальное применение своих навыков. Это может быть общение с китайским ребенком, чтение детских книжек на китайском, просмотр мультфильмов на китайском, практика языка в самом Китае, обучающие игры на планшетных компьютерах (которых сейчас, к слову, огромное количество). К этому совету стоит прибегать, когда у ребенка уже есть базовый словарный запас. Скорее всего преподаватель должен будет обозначить вам момент, когда можно начать самостоятельную практику.
Как разочароваться в китайском и бросить его изучать
«Я выучу китайский язык сам»

Медицина и иностранные языки – это те области науки, в которых не существует заочной формы обучения. Это не просто так. И что касается китайского языка, одни из наибольших сложностей составляют:
Иероглифика. Хотя правильный подход к её изучению заставит тебя убедиться, что иероглифы – это проще, чем кажется. Кроме того, иероглифика задействует другое полушарие, которое не участвует в знании таких языков как русский или английский.
Фонетика. Ты не можешь слышать себя со стороны, а самостоятельное изучение приведёт к неправильному пожизненному закреплению произношения. Самоучки говорят на третьем языке, который непонятен никому . Именно поэтому фонетику строго запрещают изучать самостоятельно на первых порах все грамотные преподаватели.
Грамматика. Её можно изучать самостоятельно после 2-3 лет интенсивного изучения под руководством опытных преподавателей.
Игнорирование базовых методик преподавания
Если с программой по изучению фонетики китайского языка практически ни у кого не возникает вопросов (методика включает в себя объяснение всех звуков и профессиональные упражнения для чтения вслух, аналог скороговорок), то иногда у некоторых учеников возникают вопросы по методике изучения ключей и постановки письменности.

Ключи - это мини-иероглифы, из которых состоят все 80.000 иероглифов китайского языка. Их всего 215 штук, они распределены на 7 базовых уроков. Все мы знаем, что в китайском языке существует иероглифика, и пропускать эту часть изучения нельзя, потому что она неразрывно связана с речью. Сами мы, русские, первые несколько лет в школе тратим на постановку правописания, почерка. И в течение всей школы мы учим русский язык, пишем на нём сочинения, выполняем задания. Найдите человека, который говорит великолепно по-русски (не на уровне гастарбайтера), но не знает даже основ правописания. Знание ключей сделает возможным запоминание 20-30 слов в день, а без знания 20-30 слов в месяц. Для чтения китайских газет надо знать около 12 тысячи слов, а для нормального общения 5 тысяч слов. Таким образом, если ты знаешь ключи, то за 2 года при регулярном (каждый год по 110 часов) ты будешь знать более 4 тысяч слов, то есть китайский язык выше среднего. А если не будешь знать ключи, то за 2 года ты выучишь 480 иероглифов, и то с большим натягом.

Людям, которые проигнорировали изучение ключей, не получается запоминать иероглифы, писать их. Весь процесс обучения затягивается, а программы обучения, по которым мы занимаемся, рассчитаны на результат, а не на развлечение. Каждый урок программы по нескольку новых слов. И вот, представьте, человек не знает ключей, не может запоминать иероглифы, не может писать, не может сдавать диктанты. Так происходит срыв обучения.

"Да мне хватит того, о чем преподаватель говорит на уроке"
 Надо запомнить, что то, что задает преподаватель - это средний минимум который нужно выполнять на 100%, - а чтобы знать язык больше среднячка надо под руководством преподавателя проявлять инициативу. Запомни,
если ты учишься только на уроках преподавателя два раза в неделю по часу, то твой мозг «крутит» внутри себя китайский язык и обрабатывает, синтезирует полученные знания 2 часа в неделю; если при этом ты выполняешь домашние работы, то 5-6 часов в неделю; а если ты при этом проявляешь инициативу,- общаешься с китайцами, читаешь и переводишь простые книги и рассказы, изучаешь и конспектируешь грамматику , смотришь и переводишь фильмы, и другие методы самообучения, которые советует тебе преподаватель, - то твой мозг синтезирует знания 24 часа в сутки, 168 часов в неделю. Какой метод изучения наиболее эффективный?
Паузы в обучении
Временная память – это память, в которой свежеизученные слова могут жить от 4 до 7 дней, потом большая часть из них забывается. Пассивная память – это память, в которую слова попадают и остаются на всю жизнь.

Как слова запоминаются навсегда, как навсегда поселить их в пассивную память? Во-первых, «мышечная память» занимает 60-70%% от всех видов памяти. Поэтому письменная проработка – это основа основ. Даже у творческих людей мышечная память занимает не менее 60%, а остальные 40% делят другие виды памяти (зрительная, слуховая, тактильная и другие). Это доказано наукой. Да, у Вас может быть развита зрительная или слуховая память, но это не умоляет того, что мышечная память атрофирована или меньше 60%. Китайцы шутят, что китайский язык надо учить двумя способами: Первый, рукой – надо много писать. Второй, попой – надо много сидеть и много писать. Иероглифы как минимум нужно занести в словарь, выполнять упражнения с этими иероглифами, писать сочинения.
Во-вторых, необходимо задействовать другие виды памяти в изучении китайского языка. Очень быстро в пассивную память (то есть навсегда в память) залетают слова, которые мы часто используем в жизни (я, ты, мама, папа, покупать, идти, приходить, любить и другие). А большинство других слов могут залететь с 10-го, 20-го или 30-го факта его применения.
Факт применения – это когда ты написал слово где-нибудь, в сочинении, упражнении, в социальной сети при общении с китайцем;
это когда ты прочитал это слово где-нибудь, в учебнике, в новостях на китайском сайте, в рассказе (поэтому всем изучающим китайский язык строго советуют читать и переводить рассказы по 15 минут в день минимум), в социальной сети;
это когда ты сказал это слово кому-нибудь, где-нибудь. Поэтому крайне важным является живое общение с носителями китайского языка хотя бы по скайп, или 2-3 раза в месяц в кафе.
это когда ты услышал слово где-нибудь, в музыкальном клипе, кино, при общении.
И чем больше этих фактов применения и чем они разнообразнее, тем больше шансов, что слово из временной памяти (которая сохраняет новые слова 4-7 дней) переберётся в пассивную память. Разные сложные слова запоминаются по-разному быстро, это зависит от личных особенностей.

На плаву можно держаться только барахтаясь (если остановиться учиться можно утонуть, а продолжая учёбу хоть вполсилы можно хотя бы не забыть всё), а чтобы куда-то приплыть нужно плыть целенаправленно.
Невыполнение домашней работы
Программа сделана так, что в следующих уроках встречаются слова предыдущего. Таким образом слова закрепляются навсегда. Не выполнил домашнюю работу одного из уроков, не выучил слово, - и оно обязательно всплывёт в будущем, обязательно начнутся большие тормоза, потеря времени, денег, нервов. Вы можете попросить задавать меньше, или больше, но молча не выполнять задания нельзя – это приведет к срыву обучения и необходимости проходить все с нуля. Оно тебе нужно?

Не стоит игнорировать изучение отдельных слов. Ведь те иероглифы, из которых они состоят, могут пригодится в других иероглифах. Кроме того, никто не застрахован от того, что какое-либо "ненужное для тебя слово" не попадётся в будущем и не сыграет важную роль.
Недельная доза лекарств в один прием.
Когда врач прописывает нам схему лечения, мы пьем её регулярно в строго отведенные часы и боимся забыть не принять то или иное лекарство. С изучением китайского языка встречается такая проблема, что ученики делают домашнюю работу за сутки, а не каждый день по чуть-чуть. В словарик также надо заглядывать каждый день, - новые записанные слова нужно просматривать каждый день 4 дня подряд, а старые надо просматривать каждую неделю минимум. А вы когда-нибудь пили недельную схему лечения в один прием? Горсть таблеток, рассчитанные на неделю, разом? Это делают только самоубийцы. Или пытались за одну тренировку стать Мисс Фитнес Бикини или Мистер Олимпия, или хотя бы подтянуться к лету?
Низкая мотивированность

При индивидуальных занятиях отсутствует конкурентная среда, это тоже может приводить к снижению мотивированности в процессе обучения. Нужно ставить глобальные цели насчёт китайского языка и иметь чёткое представление для чего он тебе.
89243229662
Email: luchegorsk@bk.ru